Советы тифлопедагога

31.03.2015 22:17

1. Помогите своему ребенку, научите его активно использовать осязание, слух и другие сохранные органы чувств во всех видах познавательной деятельности, опираться на остаточное зрение.

2.  Научите своего ребенка правильно ходить, выполнять скоординированные движения руками и ногами, описывайте (говорите), когда он передвигается в пространстве. Пусть он дотрагивается до знакомых и незнакомых предметов, соотносит их расположение относительно себя. Учите употреблять в речи предлоги (у окна, за шкафом, около дивана). Называть форму, размер предметов.

3. Дети должны уметь открывать шкафы, ящички, коробочки, вынимать из них предметы (складывать). Научите ребенка действиям и словам: «вниз — вверх», «ближе — дальше», «справа — слева», «впереди — позади».

4.  Сформируйте у ребенка обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, обувь, одежда, посуда, транспорт, животные дикие и домашние, птицы, насекомые, цветы, грибы. Научите детей находить эти предметы в жизни, узнавать, описывать, рисовать, обводить трафареты.

5. Рассказывайте для чего служит вещь и как ею пользоваться.

6. Научите ребенка рассматривать лица людей, описывать их, если отсутствует зрение, пользоваться осязанием.

7. Учите правильной мимике, жестам, позе.

8. Дайте знания ребенку о самом себе, прочные навыки ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства «от себя».

9. Для рассматривания, ориентировке в пространстве используйте контрастный фон и звуковые сигналы (темная скатерть, яркая салфетка и светлая посуда и наоборот, колокольчики, озвученные мячи, игрушки).

10. Постоянно давайте ребенку в руки все предметы, находящиеся в его окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их руками. Не огорчайтесь, если ребенок запачкается или что-то повредит.
11. Расширяйте круг их представлений и впечатлений. Для развития познавательного интереса чаще ходите с ними в зоопарк, цирк, театр, на предприятие, где вы работаете. Рассказывайте о том, чего ребенок не смог увидеть.
12. Давая эталоны цвета, научите отыскивать их в реальной жизни. Используйте цветные картинки, т.к. они дают дополнительную информацию о предмете.
13. Используйте щадящий режим непрерывной зрительной нагрузки — 5 минут, освещение настольной лампой.
14. Покупая игрушки, помните, что они должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений (без лишних деталей), доступные восприятию детей. Хорошо, если они двигаются, издают звук.

—————

Назад