Основные зрительные нарушения воспитанников специализированного детского сада.

31.03.2015 22:25

1.  Нарушение характера зрения.

Характер зрения в норме у человека - бинокулярный: стереоскопический, глубинный, человек способен воспринимать изображение двумя глазами. При монокулярном характере зрения, когда косит один глаз, человек всегда видит плохо, происходит постоянное торможение зрительных впечатлений косящего глаза, что является основным препятствием в процессе лечения и требует восстановления бинокулярного зрения. При коррекции монокулярного зрения необходимо, чтобы закосил здоровый второй глаз. С этой целью тренируют противоположный глаз, поднимая его остроту зрения.

 2.  Нарушение рефракции.

Нарушением рефракции называется нарушение преломляющей способности глаза в покое. Единица измерения рефракции - диоптрия (В или дптр.). При нормальной соразмерной, эмметропической рефракции лучи послепреломления собираются на сетчатке, предмет воспринимается глазом четко и ясно.

Аномалии рефракции: дальнозоркая - гиперметропическая, когда изображение на сетчатке получается не четкое, т.к. преломляющие лучи сходятся за сетчаткой Коррекция: назначение сферических стекол со знаком (+). Близорукая - миопическая, когда параллельные лучи собираются перед сетчаткой, удаленные предметы видны расплывчато, как в тумане. Коррекция: назначение стекол со знаком (-). Астигматизм, когда в одном глазу два вида рефракции или разная степень одной и той же рефракции.

3.  Близорукость - миопия.

     Близорукость, миопия, наиболее часто встречающаяся аномалия рефракции. 25%   школьников   близорукие.   Причинами   возникновения   близорукости являются в основном три фактора: наследственный, миопия передается понаследству, существует предрасположение к миопии. Второй приобретенный, пусковым механизмом в приобретении близорукости является предрасположение к миопии и напряженная зрительная работа при неблагоприятных гигиенических условиях, напряженная зрительная работа на близком расстоянии. Механизм развития миопии - измененная склера. Третий фактор - прогрессирующая приобретенная миопия, возникает в связи с общим неблагополучным состоянием здоровья, частыми простудными заболеваниями, инфекциями. Механизм развития связан с истончением, растягиванием, удлинением переднее - задней оси глазных яблок. Отличие врожденной миопии от приобретенной: врожденную миопию отличаетбыстрота прогрессирования, тяжесть течения, осложнения на глазном дне. Механизм развития связан с тем, что глазное яблоко растягивается, склера растягивается, сосудистая оболочка, и сетчатка тоже растягивается, сосуды лопаются, характерно кровоизлияние, длительно не рассасывающееся, вокруг которого появляются воспалительные процессы - рубцы, спайки. Для миопии характерна отслойка сетчатки - слепое пятно, абсолютная скотома. Степень рефракции до (-) 3.0.

При миопии противопоказаны: чрезмерная физическая нагрузка. Длительное пребывание в согнутом состоянии головы и туловища, сотрясение тела, работа с разбором мелких деталей, мозаик. Рекомендуется: ограничение непрерывной зрительной работы вблизи, в соответствии с возрастными и физиологическими возможностями детей, кратковременные перерывы во время занятий, физминутки, минутки отдыха, щадящий режим, плавание, аппаратное лечение (ДАК, Иллюзион), гимнастика по Дашевскому, по Аветисову - May.

 Близорукость делится на три степени:

1.      Слабая до      (-)3.0D

2.     Средняя до    (-)6.0D

3.     Высокая      (-) 10.0 D

4. Дальнозоркость-гиперметропия.

Дети   родятся   дальнозоркими,   по   мере   роста   размер   глазных   яблок увеличивается и становится соразмерным к 9-12 годам. При гиперметропии (Нм) лучи сходятся за сетчаткой глаза и работа на близком расстоянии —затруднена.

Три степени дальнозоркости:

1.          Слабая до     (+)3.0D

2.    Средняя до   (+)6.0D

3.    Высокая до    (+) 10.0 D

Слабая степень дальнозоркости характеризуется утомляемостью при чтении, вдаль ребенок видит хорошо. При средней степени - ребенок вдаль видит удовлетворительно, при этом работа на близком расстоянии - невозможна, такие дети нуждаются в коррекции. При высокой степени дальнозоркости ребенок плохо видит вдаль, вблизи не видит совсем. Нуждается в коррекции как вдаль, так и вблизи.

Гиперметропия не дает изменений на глазном дне — такие дети обучаются в массовой школе. Гиперметропия в сочетании с астигматизмом и амблиопией - обусловливает слабовидение и остаточное зрение. При гиперметропии рекомендуется: правильное назначение и ношение очков, медикаментозное лечение, ограничение непрерывной зрительной работы, индивидуальный подход в выборе зрительной нагрузки.

5.Амблиопия.

Характеризуется как отставание всей зрительной системы в своем развитии - «ленивый глаз», нерабочий глаз.

Противопоказаниями при амблиопии являются: чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела, длительные наклоны головы и туловища. При амблиопии необходима специальная организация зрительной работы, пятиминутные перерывы в непрерывной зрительной нагрузке, физминутки, работа с разбором мелких деталей, мозаики.

6. Косоглазие.

Косоглазие характеризуется как отклонение глазного яблока в ту или другую сторону, снижением зрения, изменением бинокулярности зрения. Отрицательно сказывается на психике, формирование характера. Выделяют три формы косоглазия: содружественное, паралитическое и мнимое, кажущееся.

 

—————

Назад